Рефераты по Физике

Нобелевские лауреаты в области физики

Страница 6

В 1930 г. к Бору приехал мо­лодой советский физик Лев Ландау. Он очень быстро стал своим в дружной интернацио­нальной семье питомцев Бора.

По словам П. Л. Капицы, «Бор сразу же разглядел в Ландау не только талантливого ученого, но, несмотря на некоторую резкость и экстравагантность его поведения, и человека боль­ших душевных качеств. Ландау считал Бора своим единствен­ным учителем в теоретической физике. Я думаю, что у Бора Ландау научился и тому, как следует учить и воспитывать мо­лодежь. Пример Бора, несомненно, способствовал успеху круп­ной школы теоретической физики, которую впоследствии создал Ландау в Советском Союзе».

В 1934 г. Бор приехал первый раз в СССР. Он посетил Моск­ву, Ленинград, Харьков, где познакомился с научно-исследова­тельскими институтами и выступал с докладами. Вспоминая об этих приятных встречах, Ландау писал: «Он думал не только о строении атома, он думал о строении мира, в котором живут его современники . В Германии хозяйничал Гитлер, и уже тогда Бор понимал, к чему это может привести. Он ненавидел фашизм».

Шли 30-е годы XX в.—годы бурных открытий в области атомной физики. В 1932 г. заработал первый циклотрон Лоуренса, в 1932 г. Чэдвик открыл нейтрон, а следом за ним Андер-сон—позитрон, первую античастицу, предсказанную теоретиче­ски Дираком; в этом же году Д. Д. Иваненко и В. Гейзенберг обосновывают протонно-нейтронную модель ядра, Юри откры­вает дейтерий, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри — искусственную радиоактивность и экспериментально подтверждают существова­ние пары электрон — позитрон, Паули выдвигает идею нейтрино, а в 1934 г. Ферми разрабатывает теорию р-распада. Бор решает построить при институте циклотрон, чтобы вести эксперимен­тальные исследования в области атома и ядра.

В 1938 г. на Всемирном конгрессе антропологии и этнографии Бор выступает с докладом «Философия естествознания и культуры народов», резко направленным против расовой теории на­цистов. Немецкая делегация во время доклада покинула зал, а Нильс Бор был внесен в список смертельных врагов третьего рейха. В это время в институте Бора уже работала часть италь­янских физиков-эмигрантов, в 1938 г. он принимает у себя Э. Ферми с семьей и помогает им переправиться в США, избавив их тем самым от преследования со стороны фашистов; он так же помогает устроиться в Стокгольме Лизе Мейтнер, попавшей под действие расистских законов после захвата Австрии фашистами.

В январе 1939 г. Бор отправляется в США для работы на три-четыре месяца в Принстоне. И буквально накануне отъезда он узнает от австрийского физика О. Фриша о том, что немецкие физики Ган и Штрассман открыли деление урана под действием нейтронов. Весть была ошеломляющей: ведь это прямой путь к атомной бомбе. 26 января 1939 г. Бор выступил с сообщением о делении ядра в Вашингтонском университете. Ученые поняли, что физика стоит на пороге величайших свершений. Получив в феврале от Фриша и Мейтнер новые сведения, Бор приходит к выводу, что атомным горючим будет уран-235, ибо он делится под воздействием медленных нейтронов, при этом будет выде­ляться огромное количество энергии. 16 марта 1939 г. Э. Ферми поехал в Нью-Йорк, чтобы доложить правительству США о го­товности физиков заняться созданием атомного оружия, облада­ющего огромной разрушительной силой.

Чтобы сплотить нацию и поднять дух датчан, Бор активно уча­ствует в издании книги «Культура Дании на пороге 1940 г.». Выход этой книги был своеобразным сигналом для появления подпольных газет, для возникновения и роста движения Сопро­тивления.

Как настоящий гуманист. Бор постоянно говорит влиятель­ным людям о мирном использовании атомной энергии. Так как создание атомного оружия, по мнению Бора, вызовет гибельную гонку вооружения и русские тоже могут в ближайшее время создать атомную бомбу, то их уже сейчас надо привлечь к сов­местной разработке атомных проблем. Эти мысли ученого раз­делял и президент Рузвельт, но они полностью были отвергнуты премьером Англии Черчиллем.

Вернувшись в августе 1945 г. на родину. Бор снова принимает ключи от своего Института теоретической физики и дает согла­сие на переизбрание его на должность президента Датского Ко­ролевского общества (на пост президента Датской академии на­ук Бор переизбирался еще три раза: в 1949, 1954 и 1959 гг.).

В августе 1955 г. Бор выступает на Женевской конференции «Атом для мира» с докладом «Физика и человечество». И вновь горячо и настойчиво звучит голос великого физика о необходи­мости мирного использования атомной энергии и установления широкого международного сотрудничества в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в науке. И как бы в подтверждение этих слов следует сообщение из Советского Сою­за о первой в мире атомной электростанции, запушенной 27 июня 1954 г. В октябре 1957 г. Н. Бору первому была присужде­на премия «Атом для мира». В день своего 70-летия он был на­гражден высшим королевским орденом — орденом Данниборга I степени, и в честь его датское правительство и Датская акаде­мия наук учредили золотую медаль с изображением профиля ученого на одной стороне. На другой стороне была изображена модель атома с надписью вокруг нее: «Противоположности суть дополнения».

В 1961 г. Н. Бор в последний раз побывал в СССР. Он про­вел у нас две недели, посетив Институт атомной энергии. Объ­единенный институт ядерных исследований. Институт физических проблем. Физический институт АН СССР, Московский и Тбилисский университеты. Бор восхищался прекрасной базой для проведения научных исследований в СССР, условиями для полу­чения высшего образования. Он был в восторге от «праздника Архимеда» студентов МГУ. После окончания шуточной оперы «Архимед» восторженный Бор поднялся на сцену и сказал взвол­нованно: «Сегодня вечером я многое узнал о физике и в особен­ности о том материале, из которого делаются физики. Если они способны на такую же изобретательность и остроумие и в физи­ке,—они многое совершат».

Бор прочитал несколько лекций, первую из них он читал сту­дентам физического факультета МГУ. И когда преподаватели факультета после окончания беседы попросили Бора сделать на стене памятную надпись, он взял мел и против надписи, остав­ленной Дираком, написал: «Противоположности—не противо­речия, а дополнения».

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21