Рефераты по Физике

Переход биосферы в ноосферу

Страница 4

Таким образом:

1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция

биосферы, в определенном ее пространстве-времени;

2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества» — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.

Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном аспекте.

Переход биосферы в ноосферу.

В предыдущих главах я рассмотрела воздействие антропогенных изменений в биосфере, превращающих ее в техносферу, на здоровье людей. Все возрастающая мощь технологий, призванных, в конечном счете, удовлетворить потребности человечества в средствах существования, пришла в противоречие с возможностью биосферы обеспечить эти потребности без вреда для нее. Стихийные взаимоотношения с природой привели к тому, что для обеспечения этих потребностей приходится затрачивать все больше природных ресурсов для получения продукции, обеспечивающей жизнедеятельность человека.

В результате во все увеличивающихся объемах расходуются так называемые невосстанавливаемые ресурсы – уголь, нефть, газ, металл, полезные ископаемые. Вырубаются леса, отходами производства загрязняются атмосфера и гидросфера. Локальные антропогенные воздействия на биосферу сливаются в глобальные ее разрушения. В результате во второй половине ХХ века возникло глобальное противоречие между техносферой, сформировавшейся как результат роста производительных сил человечества, направленных на обеспечение его биологических и социальных потребностей, и биосферой – частью природы, обеспечивающей возможность удовлетворения этих потребностей. Противоречие заключается в том, что человек, «перерабатывая земную оболочку», своей деятельностью разрушает биосферу, которая вынуждена адаптироваться к взаимодействию с техносферой.

В 60-х годах ХХ века впервые ученые с тревогой заговорили об экологическом кризисе. Первыми почувствовали на себе его последствия экономически развитые капиталистические государства, природная среда которых не могла уже самоочищаться от промышленных и бытовых загрязнений. Это явилось следствием стихийного природоиспользования, свойственного частнокапиталистическим отношениям, когда предприниматели, преследуя высокие прибыли, пренебрегают строительством природоохранительных сооружений и идут на то, чтобы выбрасывать в гидроатмосферу ядовитые вещества. Все возрастающие объемы промышленного производства требовали все больших расходов природного сырья. Футурологи провозгласили в качестве спасательной меры лозунг «назад к природе», призывая прекратить дальнейшее развитие производства, ограничить, таким образом, потребление. Иначе, утверждали они, человечество через 50-100 лет погибнет, исчерпав природные ресурсы планеты и отравив себя отходами производства.

Появились пессимистические прогнозы, посвященные медицинским проблемам будущего. Возникло понятие «болезни

цивилизации». Это такие заболевания как – рак, ишемическая болезнь, нервно-психические расстройства, их «омоложение» – пытались

возложить на воздействие техносферы.

Действительно, экологическая проблема, возникшая перед человечеством, имеет огромное значение. Период стихийного развития технической мощи человечества, в результате которого биосфера изменяется качественно, должен сменится новым уровнем, скачком, обусловливающим превращение биогенной эволюции органического мира в ноогенную, переход от стихийного использования природы к сознательному регулированию взаимоотношений между природой и обществом, основанному на социальных предпосылках бесклассового общества. Этап техносферы, в продолжение которой неизбежно наносится определенный ущерб природным ресурсам, обогащает общество информацией о природных процессах и путях их рационального использования. Превращение биосферы в ноосферу – сферу разума сопровождаются на уровне техносферы отрицательными воздействиями на природу субъективного характера. Антропогенные воздействия имеют в основе не биологические, а социальные причины. «Осуществляемое человечеством перераспределение энергии и вещества (из биосферы в общество) вначале сопровождается значительными потерями и обедняет природу», - писал Г.Ф. Хильми.

Только в результате социальных преобразований биосфера, может быть, преобразована в ноосферу – среду разума и труда, гармоничное единство общества и природы.

Охрана природы преследует активное регулирование имеющихся отношений между природой и обществом, обеспечивая прогрессивное развитие, как общества, так и природы. Они создают условия умножения и увеличения способности природы к развитию, нарушенной деятельностью человека как непременного условия существования общества.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6