Рефераты по Физике

Общие вопросы методики преподавания физики

Страница 11

- Берем линейку :

Нужно от большего значения отнять меньшее и разделить на количество делений, которое находится между этими цифрами.

- измерьте карандаш (здесь присутствует ошибка Паралакса, т.е. неправильное расположение взгляда). Для закрепления задайте что-либо измерить.

- Задание домой: измерить страничку книги, найти метод измерения диаметра бутылки, измерить цену деления градусника, барометра, часов и т.д.

ТЕМА 12: первоначальные сведения о строении вещества.

Урок1. Строение вещества. Молекулы.

Все разделы физики используют то, что вещество состоит из отдельных молекул.

Задача: Подвести учеников к пониманию о дискретном строении вещества.

1. Представление древних атомистов:

- все тела состоят из отдельных частиц

- между частицами имеются промежутки

- все частицы находятся в непрерывном движении

подвести детей к тому, что тела состоят из мельчайших частичек, и наоборот.

Чтобы познакомить с явлением, дети должны знать значение этого слова.

Молекула – “moles” и “cula” – массочка.

“moles”- масса, а “cula”-уменьшительный суффикс.

Атом –с греческого – неделимый.

Вещества бывают простыми и сложными. Простые состоят из одинаковых атомов, а сложные из нескольких атомов. Н2О-сложное вещество.

Пример: вещество состоит из мельчайших частиц. Как доказать? Поставим такой опыт – стакан с водой + сахар-рафинад=сладкую воду. Это объясняет то, что вещество состоит из мельчайших частиц.

Измерили размеры атома – 10-8см. (записать на доске обязательно). Нужно сравнить яблоко с землей для того, чтобы показать детям размер атома. Диаметр волосинки порядка 0,05 мм, т.е. размер атома в несколько млн раз меньше, чем размер волосинки.

Вопрос: как молекулы расположены между собой?

Опыт- 0,5 стакана воды + 0,5 стакана спирта, сливаем в стакан и получаем меньший объем, чем объем двух стаканов. Подводим к тому, что между молекулами есть промежутки, поэтому несоответствие объема.

С газами – духи.

С твердыми телами – штатив + шарик или стальной цилиндр + масло = при маленьком давлении ничего, при больших давлениях на стенках цилиндра появляются капельки масла.

Урок 2. Движение молекул. Диффузия.

Задача урока: движение – есть неотъемлемое свойство материи.

Когда говорим о диффузии, то приводим примеры:

- распространение газов

- чернило + вода

Именно диффузия – экспериментальное обоснование движения молекул. Тогда можно показать опыт: весы, колба Петри, уравновешиваем, в эту чашу капаем несколько капель эфира, получаем отклонение весов, но через определенное время они уравновесятся и в колбе ничего не будет. Испарение – пример диффузии.

Есть стекло и на него кладут лед, поливают воском, в результате воск меняет цвет через определенное время.

Значение диффузии:

- в консервных заводах используют явление диффузии

- питание растения благодаря диффузии

состав воздуха у поверхности атмосферы однороден – свойство диффузии.

Для того, чтобы стальные поверхности уплотнить, то их покрывают углеродом (цементация).

Вывод: молекулы и атомы любого вещества находятся в непрерывном движении, это подтверждает явление диффузии в газах, жидкостях, твердых телах.

Двигаются ли молекулы одинаково в разных телах?

, почему скорости различны? – массы разные.

Ребята, так почему же если скорость 2000м/с , то например запах духов доходит медленно скажем до последней парты? Потому, что при движении молекулы сталкиваются и направленного движения нет.

Опыт: модель броуновского движения.

Домашнее задание: проделать опыт: 2 стакана,

_

Цель домашнего задания: подготовка к следующему уроку.

Урок 3. Давление молекул и температура тела.

Расскажите, что вы получили?

Обобщаем и анализируем. Из опыта следует, что температура тела влияет на движение молекул.

Вывод: чем выше температура тела, тем быстрее происходит диффузия.

Опыт: горячая вода/холодная + кусочек сахара.

Урок 4. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул (атомов).

Если все тела состоят из молекул, в них есть промежутки, и они двигаются, то почему оно не рассыпается.

Опыт: весы с 2 чашами, к первой прикрепляем стеклянную пластинку на нитке. Подводим сосуд с водой, чтобы вода соприкасалась с пластинкой. Сколько гирек нужно положить, чтобы оторвать пластинку? Значит мы прикладываем силу.

Приводим к тому, что есть силы притягивания. Размеры атома - расстояние при котором начинается притягивание.

Примеры:

1. клей

2. присос

3. окраска ткани

4. сварка, спайка

Нужно показать, что молекулы не только притягиваются, но и отталкиваются.

Опыт: есть вода в стакане. Ее легко сжимать? – нет. Значит есть сила отталкивания.

На глубине 8 км в океане сжатие воды на 4%.

Если расстояние больше 10-8, то молекулы не взаимодействуют друг с другом.

ТЕМА 13: Формирование понятия физическая величина

в средней школе.

Физическая величина – это характеристика определенных свойств объекта (тело, система тел, состояние процессов, и явлений) в качественном соотношении одинаковые для всех объектов, а в количественном индивидуальны для каждого объекта.

Например, физическая величина ускорение характеризует быстроту изменения скорости со временем и это ее качественная характеристика одинакова для всех объектов. Однако для различных тел ее количественное отношение различно. (если ускоряется поезд и самолет, то их ускорение различны).

Термин «величина» применяется к характеристикам и свойствам в том случае, если их можно количественно определить, т.е. измерить. Такие характеристики, как цвет, запах, вкус в настоящее время не подлежат измерению, поэтому их нельзя назвать величинами, а только характеристиками или свойствами. ГОСТ не рекомендует использовать словосочетание : величина скорости, сила по величине и направлению, величина давления; слово «величина» в этих словосочетаниях лишнее, т.к. скорость, сила и давление есть величинами. Вместо термина физическая величина можно использовать термин величина только в том случае, если из контекста следует, что речь идет о физической величине, а не о математической. Можно использовать термин размер величины и значение физической величины.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12