Рефераты по Физике

Общие вопросы методики преподавания физики

Страница 10

9.2 Подготовка учителя к уроку

Элементы подготовки:

1. Четко сформулировать задачи (Например: тема: инерция; задача: познакомить с явлением инерции и показать проявления инерции на практике и быту)

2. Проанализировать учебник по которому готовятся дети, т.е.

v Определить соответствие объема содержания учебника к программе

v Доступность изложенного материала

v Проверить точность и ясность определения и формулировок

3. При подготовке использовать обязательно кроме учебника пособия, вузовские курсы, периодическую печать, научную литературу.

4. Ознакомится с методическими рекомендациями, журналом «Физика в школе», «Фізика і астрономія», газета «Фізика».

5. Определить связи данного урока с предыдущим материалом и последующим

6. Подобрать в физическом кабинете оборудование для демонстрации, собрать установку и обязательно проверить

7. Подобрать раздаточный материал

8. Подготовить наглядные пособия

9. Подобрать упражнения и задачи для решения в классе и дома

10. Подобрать рисунки, которые нужно выполнить на доске

11. Определить формы закрепления нового материала

12. Подготовить домашнее задание

Тема 10: Организация самостоятельной работы

10.1 Виды самостоятельной работы

Цели самостоятельной работы:

1. Самостоятельно овладеть знаниями

2. Самостоятельно применять:

ü В учебной деятельности

ü В практической деятельности

Под самостоятельной работой понимают деятельность учащихся без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его наблюдением и руководством, в специально отведенное время. Эта работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поиском наиболее рациональных способов решения и анализом полученных результатов.

Все виды самостоятельной работы можно разделить на три группы:

По дидактическим целям:

& Работы по приобретению новых знаний

& Работы по приобретению новых умений и навыков

& Работы по применению этих умений и навыков

При составлении заданий используют следующие принципы:

§ Доступности и систематичности

§ Принцип связи теории и практики

§ Творческой активности

§ Постепенное нарастание сложности

§ Дифференциальный подход к учащимся

Перед проведением обязательно провести инструктаж:

q Требованию к оформлению

q Оговорить трудные места

q Время сдачи

10.2 Самостоятельная работа с учебником

Умения которым нужно обучать:

1. Выделять главное в прочитанном

2. Разбираться в выводах математических формул

3. Пользоваться таблицами, графиками, схемами, рисунками

4. Составлять план-конспект прочитанного

5. Уметь пересказывать

6. Пользоваться оглавлением, предметным и именным указателем

7. Работать с каталогом

Этап 1. Решает задачи:

1. Умение вчитываться в текст

2. Находить ответы на контрольные вопросы

3. Получать информацию из рисунков, графиков и таблиц

4. Пользоваться каталогом

Текст содержит описание либо какого-то явления, либо устройство какого-то прибора. Контрольные вопросы помогают более осознанному усвоению и служит опорными пунктами.

Этап 2.

1. Умение выделять главное в прочитанном, с помощью планов обобщенного характера, которые служат алгоритмом усвоения прочитанного

Пример плана:

I. О физическом явлении

1. Признаки по которым обнаруживают явление

2. Условие при котором оно выполняется

3. Сущность явления и его объяснение современной наукой

4. Использование явления на практике

5. Способы предупреждения вредного воздействия явлений

II. О физической величине

1. Какое свойство или явление она описывает

2. Определение физической величины

3. Единицы измерения

4. Формула, выражающая связь с другими величинами

5. Способы измерения величины

III. О физическом законе

1. Связь между какими величинами устанавливают закон

2. Формулировка закона

3. Математическое выражение

4. Опыты подтверждающие закон

5. Объяснение закона с точки зрения современного представления

6. Применение закона на практике

7. Границы применения

Этап 3.

1. Умение работать с комбинированным текстом.

Этап 4.

2. Умение писать рефераты, доклады, сообщения.

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В 7-М КЛАССЕ

ТЕМА 11: Вводный урок.

Что нужно на вводном уроке?

1. Какие явления изучает физика.

2. Как она возникла

3. Ее значение для понимания явлений природы и жизни человека

1. На примерах, опытах показать, что изучает физика. А это явления (электрические, тепловые, оптические…).

Нужно наращивать интерес постепенно, или же по синусоиде.

Цель любой демонстрации: не просто показать, а показать причину и следствие демонстрации.

2. С древних времен люди сталкивались с явлениями. Гром, солнце… - объясняли присутствием Богов. С развитием того, как физика появлялась как наука начались попытки объяснить явления.

Физика – наука о природе: «фиозис» с греческого.

Есть тела, которыми занимается физика и они называются физическими.

Свойство тел – изменение (вода испаряется, машина двигается…). Изменение тел называется физическими явлениями.

Каждое тело имеет свойства и задача физика изучить эти свойства. Физика изучает эти свойства.

Некие металлические руды притягивают другие металлы. Подвесим магнит на нитку – компас, который используется в мореплавании.

Лампочку открыл Эдисон за рубежом, в России – Лодыгин. Для этого нужно было сделать десятки опытов.

3. Роль физики.

Гладить смотреть TV – все благодаря физике. (электрические, тепловые, звуковые явления…-летит самолет)

Методы использующиеся в физике:

§ Наблюдение

§ Опыты (демонстрируем)

§ Эксперимент (изучаем количественные закономерности)

Количественная мера (характеристика) тела – физическая величина (V, F, l, u).

Чтобы определить физическую величину, ее нужно измерить. Дети должны знать измерительные приборы, диапазон измерения, цену деления.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12