Рефераты по Физике

Генераторы переменного тока

Страница 3

В том же 1866 году Вернер Сименс открыл принцип самовозбуждения. В январе 1867 году он выступил в Берлинской Академии с докладом «О превращении рабочей силы в электрический ток без применения постоянных магнитов». В общих чертах его открытие заключалось в следующем. Сименс установил, что в каждом электромагните, после того как намагничивающий ток переставал действовать, всегда оставались небольшие следы магнетизма, которые были способны вызвать слабые индукционные токи в катушке, снабженной сердечником из мягкого магнитного железа и вращавшейся ме­жду полюсами магнита. Используя эти слабые токи, можно было привести генератор в действие без помощи внешних воздействий. Самая подробная информация Тимофей Кургин у нас на сайте.

Первая динамо-машина, работавшая по принципу са­мовозбуждения, была созда­на в 1867 году англичанином Леддом, но в ней еще преду­сматривалась отдельная ка­тушка для возбуждения элек­тромагнитов. Машина Ледда состояла из двух плоских электромаг­нитов, между концами кото­рых вращались два якоря Сименса. Один из якорей давал ток для питания элек­тромагнитов, а другой — для внешней цепи. Слабый остаточный магнетизм сердечников электромагнитов сначала возбуждал очень слабый ток в арматуре первого якоря; этот ток обегал электромагниты и усиливал уже имеющееся в них магнитное состояние. Вследствие этого усиливался в свою очередь ток в арматуре, а последний ещё более увеличивал силу электромагнитов. Мало помалу такое взаимное усиление шло до тех пор, пока электромагни­ты не приобретали полной сво­ей силы. Тогда можно было привести в движение вторую арматуру и получить от нее ток для внешней цепи.

Следующий шаг в совер­шенствовании динамо-машины был сделан в том направлении, что совершенно устранили од­ну из арматур и воспользова­лись другой не только для возбуждения электромагни­тов, но и для получения тока во внешней цепи. Для этого нужно было только провести ток из арматуры в обмотку электромагнита, рассчитав все так, чтобы последний мог достичь полной своей силы и направить тот же ток во внешнюю цепь. Но при таком упрощении конструкции якорь Сименса оказывался непригодным, так как при бы­строй перемене полярностей, в якоре возбуждались сильные паразитические токи, железо сердечников быстро разогре­валось, и это могло при боль­ших токах привести к порче всей машины. Необходима была другая форма якоря, бо­лее соответствовавшая новому режиму работы.

Удачное решение про­блемы было вскоре найдено бельгийским изобретателем Зиновием Теофилем Граммом. Он жил во Франции и служил в кампании «Альянс» столярным мастером. Здесь он познакомился с электричеством. Размышляя над усовершенствова­нием электрогенератора, Грамм в конце концов пришел к мысли заменить якорь Сименса другим, имеющим кольцевую форму. Важное отличие коль­цевого якоря в том, что он не перемагничивается и имеет постоянные полюса. Грамм пришел к своему открытию самостоятельно, но надо сказать, что еще в 1860 г. итальянский изобретатель Пачинотти во Флоренции построил электрический двигатель с кольцеобраз­ным якорем; впрочем, это открытие вскоре было забыто. Исходная точка поисков Грамма заключалась в том, чтобы заста­вить вращаться внутри проволочной катушки железное кольцо, на котором наведены магнитные полюсы и таким образом получить равномерный ток постоянного направления.

Генератор Грамма, имеет следующее приспособление. В магнитном поле, образуемом полюсами N магнита, вращаются восемь замкнутых металлических колец, которые прикреплены на равном расстоянии друг от друга к оси при помощи спиц.

Кольцо Грамма состоит из витков вращающейся ка­тушки, плотно намотанной на железное кольцо, в котором ток будет индуцироваться электрический ток. Но обе половинки кольца соединены противоположно друг к другу. Зна­чит, токи с обеих сторон направляются к верхней половине кольца, и там, следовательно, получается положительный полюс. Подобным же образом в нижней точке, откуда берут свое направление токи, будет находиться отри­цательный полюс. Можно, следовательно, сравнить кольцо с батареей, со­ставленной из двух частей, которые соединены между собой противополож­но. Если теперь соеди­нить противоположные концы кольца, то полу­чится замкнутая цепь по­стоянного тока. Но в действительности генератор Грамма имел более сложное устройство, поскольку здесь было налицо несколько техниче­ских затруднений: с одной стороны, для того чтобы снимать ток с кольца, витки обмотки должны быть обнажены, с другой — для получения сильных токов обмотка должна быть намотана плотно и в несколько слоев. Затруднение заключалось в том что было сложно изолировать нижние слои от верхних. На практике кольцо Грамма дополняло особое, довольно сложное устройство, называемое коллектором, которое и служило для отвода токов из обмотки. Коллектор состоял из ме­таллических пластин, прикрепленных к оси кольца и имевших форму секто­ров цилиндра. Каждая пластина тщательно изолировалась от соседних секто­ров и от оси кольца. Концы каждого сектора обмотки были соединены с одной из металлических пластин, а скользящие пру­жины помещались так, что постоянно находились в со­единении с самым верхним и самым нижним секторами обмотки. Из обеих половин обмотки получался постоян­ный ток, направленный к той пружине, которая была со­единена с верхним сектором. Ток обходил верхнюю цепь и возвращался в кольцо через нижнюю пружину. Таким образом, полюса с поверхности самого кольца переместились на его ось, откуда ток было снимать намного проще, в таком виде воплотилась первоначальная модель электрогенератора. Однако она оказалась неработоспособной. Как писал Грамм в воспоминаниях о своем изобретении, тут явилась новая сложность: кольцо, на которое был намотан проводник, сильно разогревалось вследствие того, что здесь тоже при быстром вращении генератора индуцировались токи. В результате пере­грева изоляция то и дело выходила из строя. Ломая голову над тем, как избе­жать этой неприятности, Грамм понял, что железный сердечник якоря нельзя делать сплошным, так как в этом случае вредные токи оказываются слишком большими. Но разбив сердечник на части так, чтобы образовались разрывы на пути возникающих токов, можно было сильно уменьшить их вредное дей­ствие. Этого можно было добиться, изготовив сердечник не из цельного кус­ка, а из проволоки, налагая ее в виде кольца и тщательно изолируя один слой от другого. На это проволочное кольцо затем навивалась обмотка. Каждый сектор якоря представлял собой катушку из многих слоев. Отдельные катушки соединялись так, что проволока непрерывке обегала железное кольцо и притом в одном и том же направлении. От мест соединения каждой пары катушек шел проводник к соответствующей пла­стине коллектора. Чем больше было число оборотов катушки, тем большей силы ток можно было снять с кольца. Изготовленный таким образом якорь устанавливался на ось генератора, Для этого железное кольцо с внутренней стороны снабжалось железными спицами, которые скрепля­лись с коллектором — мас­сивным кольцом, насажен­ным на ось машины. Кол­лектор, как уже говорилось, состоял из отдельных метал­лических пластин одинако­вой ширины. Отдельные слои коллектора были изо­лированы друг от друга и от оси генератора.

Перейти на страницу:  1  2  3  4