Рефераты по Физике

Генераторы переменного тока

Страница 2

Первый примитивный электрогенера­тор создал сам Фарадей. Для этого он по­местил медный диск между полюсами N и S постоянного магнита. При вращении диска в магнитном поле в нем наводились электрические токи. Если на периферии диска и в его центральной части помещали токоприемники в виде скользящих контактов, то между ними появлялась разность потенциалов, как на гальванической батарее. Замыкая цепь, можно было наблюдать на гальванометре непрерывное прохождение тока. Установка Фарадея годилась только для демонстраций, но вслед за ней появились первые магнитоэлектрические машины (так стали называть электрогенераторы, в которых использовались постоянные магниты), рассчитанные на создание работающих токов. Самой ранней из них была магнитоэлектрическая машина Пиксии, сконструированная в 1832 году. Принцип ее действия был очень прост: мимо неподвижных, снабженных сердечниками катушек двигались посредством кривошипа и зубчатой передачи лежащие против них полюсы подковообразного магнита, вслед­ствие чего в катушках индуцировались токи. Недостатком машины Пиксии было то, что в ней приходилось вращать тяжелые постоянные магниты. В последующем изобретатели обычно заставляли вращаться катушки, оставляя магниты неподвижными. Правда, при этом приходилось решать другую зада­чу: каким образом отвести во внешнюю цепь ток с вращающихся катушек? Это затруднение, однако, было легко преодолимо. Прежде всего, катушки соединяли между собой последовательно одними концами их проводки. То­гда другие концы могли служить полюсами генератора. Их соединяли с внешней цепью при помощи скользящих контактов. Он устроен следую­щим образом: на оси маши­ны крепились два изолиро­ванных металлических кольца, каждое из которых было соединено с одним из полюсов генера­тора. По окружности этих колец вращались две пло­ские металлические пружины, на которые была заключена внешняя цепь. При таком приспособлении уже не было никаких за­труднений от вращения оси машины ток переходил из оси в пружину в месте их соприкосновения. Еще одно неудобство заключалось в самом харак­тере тока электрогенерато­ра. Направление тока в ка­тушках зависит от того, приближаются они к полю­су магнита или удаляются от него. Из этого следует, что ток, возникающий во вращающемся проводнике, будет не постоянным, а переменным. По мере при­ближения катушки к одно­му из полюсов магнита си­ла тока будет нарастать от нуля до какого-то максимального значения, а затем по мере удаления вновь уменьшаться до ну­ля. При дальнейшем движении ток изменит свое направление на противопо­ложное и опять будет нарастать до какого-то максимального значения, а по­том убывать до нуля. Во время следующих оборотов этот процесс будет повторяться. Итак, в отличие от электрической батареи, электрогенератор соз­дает переменный ток, и с этим приходится считаться. Как известно, большинство современных электрических при­боров созданы таким образом, чтобы питаться от сети перемен­ного тока. Но в XIX веке перемен­ный ток был не удобен по многим причинам, прежде всего психоло­гическим, поскольку в прежние годы привыкли иметь дело с по­стоянным током: Впрочем, пере­менный ток можно было легко преобразовать в прерывистый, имеющий одно направление. Для этого достаточно было с помощью специального устройства коммутатора изменить контакты таким образом, чтобы скользящая пружина переходила с одного кольца на другой в тот момент, когда ток меняет свое направление. В этом случае один контакт постоянно получал ток одного на­правления, а другой противоположного. Не трудно было установить пружину таким образом, чтобы она переходила с одного кольца на другое в тот мо­мент, когда в обмотке катушки менялось направление тока, и тогда каждая пружина все время давала ток одного и того же направления. Другими сло­вами, они представляли из себя постоянные полюса; одна положительный, другая отрицательный, в то время как полюса катушек давали переменный ток. Электрогенератор прерывистого постоянного тока вполне мог заменить неудобную во многих отношениях гальваническую батарею, и потому вызвал большой интерес у тогдашних физиков и предпринимателей. В 1856 году французская фирма «Альянс» даже наладила серийный выпуск больших ди­намо-машин, приводившихся в действие от парового двигателя. В этих гене­раторах чугунная станина несла на себе неподвижно укрепленные в несколь­ко рядов подковообразные постоянные магниты, расположенные равномерно по окружности и радиально по отноше­нию к валу. В промежутках между ряда­ми магнитов на валу были установлены несущие колеса с большим числом ка­тушек. Также на валу был укреплен кол­лектор с 16-ю металлическими пласти­нами, изолированными друг от друга и от вала машины. Ток, наводимый в ка­тушках при вращении вала, снимался с коллектора при помощи роликов. Одна такая машина требовала для своего при­вода паровой двигатель мощностью 6— 10 л. с. Большим недостатком генерато­ров «Альянс» было то, что в них использовались постоянные магниты. Так как магнитное действие стальных магнитов сравнительно невелико, то для получе­ния сильных токов нужно было брать большие магниты и в большом числе. Под действием вибрации сила этих маг­нитов быстро ослабевала. Вследствие всех этих причин КПД машины всегда оставался очень низким. Но даже с таки­ми недостатками генераторы «Альянса» получили значительное распространение и господствовали на рынке в течение десяти лет, пока их не вытеснили более совершенные машины. Справка с места работы для визы купить справку с места работы для визы.

Прежде всего немецкий изобрета­тель Сименс усовершенствовал движущиеся катушки и их железные сердечники. (Эти катушки с железом внутри получили название «якоря» или «арматуры».) Якорь Сименса в форме «двой­ного Т» состоял из железного цилиндра, в котором были прорезаны с противоположных сторон два продольных желоба. В желобах помещалась изоли­рованная проволока, которая накладывалась по направлению оси цилиндра. Такой якорь вращался между полюсами магнита, которые тесно его обхваты­вали. По сравнению с прежними новый якорь представлял большие удобства. Прежде всего, очевидно, что катушка в виде цилиндра, вращающегося вокруг своей оси, в механическом отношении выгоднее катушки, насаженной на вал и вращавшейся вместе с ним. По отношению к магнитным действиям якорь Сименса имел ту выгоду, что давал возможность очень просто увеличить число действующих магнитов, для этого достаточно было удлинить якорь и прибавить несколько новых магнитов. Машина с таким якорем давала гораздо более равномерный ток, так как цилиндр был плотно окружен полюсами магнитов. Но эти достоинства не компенсировали главного недостатка всех магни­тоэлектрических машин — магнитное поле по-прежнему создавалось в гене­раторе с помощью постоянных магнитов. "Перед многими изобретателями в середине XIX века вставал вопрос: нельзя ли заменить неудобные металличе­ские магниты электрическими? Проблема заключалась в том, что электро­магниты сами потребляли электрическую энергию и для их возбуждения тре­бовалась отдельная батарея или, по крайней мере, отдельная магнитоэлек­трическая машина. Первое время казалось, что без них невозможно обойтись. В 1866 году Вильде создал удачную модель генератора, в котором металли­ческие магниты были заменены электромагнитами, а их возбуждение вызы­вала магнитоэлектрическая машина с постоянными магнитами, соединенная с тем же паровым двигателем, который приводил в движение большую ма­шину. Отсюда оставался только один шаг к динамо-машине, ко­торая возбуждает электромагниты своим собственным током.

Перейти на страницу:  1  2  3  4